Буфет - бабушкины секреты

E-mail
дизайн, интерьер, декор - мебель и предметы интерьера

Оглавление
Буфет - бабушкины секреты
Яркость Прованса

Буфет - бабушкины секретыСуществуют предметы интерьера, которые не подвластны времени. Как бы не пытались современные производители превратить кухонную мебель в целостную, функциональную систему, со всевозможными шкафчиками и потайными полочками для хранения, всё равно находятся истинные любители старых, добрых вещей.

И тогда в доме появляется буфет – пусть даже создан в наши дни, имиджевый и характерный, он всё равно напоминает нам о былом. Кто-то ассоциирует его со стариной, а для кого-то буфет – приятное воспоминание из детства. Ведь где ещё, как не в буфетах, наши бабушки любили прятать баночки с вареньем и домашнюю выпечку.

Мебель из глубинки

О происхождение буфетов можно долго спорить. Родиной этого предмета мебели, вполне естественно, считают Францию. Здесь ещё в средневековье появился особый шкаф, предназначенный исключительно для хранения столовых предметов и посуды. Французские шкафы умышленно не были наглухо закрыты дверцами – на открытых просторных полках красовалось ценное фамильное серебро и дорогостоящий фарфор. Но во французский аристократический стиль жизни никак не вписывается невысокий деревянный шкаф, дверцы которого висели на металлических петлях и открывались с характерным скрипом. А этот самый скрип был верным сигналом того, что пришло время готовиться к чаепитию и неспешному застолью в кругу семьи. Так что напыщенные манерные французы вряд ли в то время догадывались о существовании тульских самоваров и сушек, а где-то в далёкой русской глубинке в крестьянских домах почему-то стояли те самые буфеты – очень примечательные предметы в истории русской традиционной мебели.

Прототипом русского буфета является вовсе не роскошная мебель, стиль и декор которой был позаимствован у модной Европы. Это потом в России стали цениться дрессуары – те самые французские шкафы. Но ведь и русским хозяйкам где-то надо было хранить мёд, варенье, пирожки и другие вкусности, а также семейные реликвии и иконы. Поэтому и был изобретён поставец – низкий шкаф-тайник, который традиционно ставили на скамью. Изобретение удачное, но не совсем практичное. Так что поднять поставец на ножки, увеличить в размерах, сделав двухъярусным, как у французов, оказалось решением правильным. Так появился исконно русский буфет – без вычурности и излишков в декоре.

Русский колорит

Хоть буфет и являлся главным тайником в доме, прятать его было не принято. Наоборот, это был один из самых красивых предметов мебели, который так и притягивал к себе внимание. Расписной буфет в русском стиле – нередкий гость в современных интерьерах. Мода на старину, похоже, только набирает обороты. В компании с каминами, украшенные изразцами, классическими обеденными группами, изысканной посудой буфеты с характерным русским декором смотрятся очень гармонично.

По традиции, народные умельцы украшали буфеты ручной росписью. Орнамент и тематика во многом зависит от местности, где мебельный предмет был изготовлен. Чаще всего на дверцах вырисовывали букеты, листья и вьющиеся стебли растений. Роспись всегда была скромной – только изредка рисунок всплошную мог покрывать деревянную поверхность. Такие предметы стали популярными гораздо позже: в XVIII-XIX веке помещики и богатые горожане, осознав, что в Европе существует мода на буфеты, стали покупать их под заказ. Поскольку мастера были выходцами из деревень и не имели ни малейшего представления о роскоши, продолжая рисовать простенькие симметрические букеты, цветы в вазах и венки, то покупатели зачастую предоставляли эскиз будущей росписи. Так в петербуржских квартирах и усадьбах-губерниях появились первые буфеты, дверцы которых украшали светские сюжеты: пикники, чаепития, дамские силуэты с собачками, дворцовые пейзажи, ангелочки и детки.

Но, не смотря на европейский стиль, который пытались наследовать, русский буфет хорошо узнаваем. Во Франции, например, мебель, особенно кухонная и столовая, традиционно окрашивается в светлые тона: белый, слоновой кости, бежевый, слегка серый. А вот в России предпочтительными были тёмные буфеты, но с рисунками, выполненными яркими красками.

Дерево тонировали, хоть буфеты и изготавливались из светлых пород. А вот конструкция самого шкафа была очень разнообразной. Буфеты встречались высокие и узкие, низкие и вместительные, угловые, в несколько ярусов. Если изначально шкаф был глухо закрыт, то в дальнейшем делился на зоны: чередование открытых и закрытых ниш, конструкция усложнилась выдвижными ящичками, стекольными переплётами.

Кстати, стекло долгое время оставалось материалом, который использовали при создании дорогостоящей мебели. Но чтобы хоть как-то разнообразить дешёвые буфеты, в качестве альтернативы стекольным дверцам появились тканевые шторки: часть шкафа всегда могла оставаться видимой. Что самое удивительное – эта идея прижилась, и в дальнейшем стала применяться как новый вид декора.

Тем более что цвет и качество текстиля во многом определяли стилистику самого буфета, а также его цену. Нечто подобное произошло с идеей сделать нижнюю часть буфета выдвижной. За дверцами пряталась столешница, которая откидывалась вверх и подпиралась двумя поворотными ножками. Раскладной механизм буфета был популярен среди бедных, поскольку представлял собой сочетание письменного стола и вместительного шкафа. Но и эту задумку облюбовали мебельщики, и вскоре выдвижными столиками начали пользоваться уже русские аристократы. Более того, подобная конструкция нашла своё применение и в других предметах мебели: туалетных столиках, секретерах, комодах.



 

Купить - Продать

Биржа предложений Дом, дизайн, строительство, ремонт поможет Вам купить или продать строительные и отделочные материалы, товары для дома. Найти или предложить услуги в сфере строительства, обустройства, ремонта и операций с недвижимостью.

Портфолио