Сори Янаги - Изобретатель бабочки и слона |
Ещё ! - блог-лента любопытного | |
Где проходит граница между творчеством и креативностью – вопрос спорный. Не всякое творчество оставит яркий след в сознании людей, не всякий креатив не только полезен, но и эстетичен. Бывает, что вполне талантливые и успешные люди трудятся всю жизнь, но представление о плодах их деятельности весьма размыто. Дизайнер Сори Янаги прожил долгую интересную жизнь длиной почти в целый век и умер 24 декабря сего года от пневмонии. Занимался он многим: начиная от мебели, посуды, ламп и заканчивая крупномасштабным промышленным дизайном вроде автомобилей и станций метро. В 1940 году Ямаги закончил Государственный Университет искусства и музыки в Токио, где изучал живопись и архитектуру, потом был ассистентом дизайнера Шарлотты Перрьян и в 1952 году основал Институт промышленного дизайна в Токио. В середине 50-х годов Сори Янаги создал предметы мебели, которые стали своеобразными культовыми вещами и целой вехой в истории современного дизайна – это были «табурет-слон» и «стул-бабочка». Пластмассовый стульчик, и даже при желании стол, названный «слоном», знаком каждому из нас, и никому в голову не приходило, что над этой удобной универсальной вещью колдовал талантливый дизайнер. Легкий устойчивый табурет на трех полусферических ножках, с сиденьем, углубленным внутрь, действительно напоминает слона и его главные преимущества – максимальное удобство и доступность. Стул-бабочка, за который Янаги получил золотую медаль Миланского триеннале, представляет собой две одинаковые части, скрепленные друг с другом металлическими стержнями. Ножки изогнуты для придания устойчивости, а сидение стула напоминает распростертые крылья бабочки, готовой вот-вот взлететь. Уникальность творения состоит в том, что стульчик соединяет в себе изящество японского рисунка и каллиграфии – и функциональность, практическую пользу, универсальность западных веяний. Сори Янаги был директором Музея народного искусства в Токио, но назвать его японцем трудно – он человек мира. Права на его творения сейчас принадлежат международной компании Vitra, занимающейся дизайном предметов интерьера, мебели, и т.д., головной офис которой находится в Швейцарии. Легендарные табуреты Elephant Stool, созданные в 1954 году, составляют часть экспозиции мебели, размещенной компанией Vitra в знаменитом Брюссельском Атомиуме – выставочном павильоне, построенном в виде увеличенной в 150 млрд. раз молекулы железа. Символично, что сам Атомиум воздвигнут в тех же 50-х годах в качестве ответа Эйфелевой башне. Шары, покрытые металлическими пластинами, соединены трубами с лестницами внутри – строение, как правильно заметил генеральный директор Vitra Рольф Фельбаум, не просто оригинальное или причудливое, это буквально символ человеческого оптимизма, жажды прогресса, и «трогательного романа с современностью». Удивительно, что мебель дизайнера Сори Янаги, созданная 60 лет назад, до сих пор остается олицетворением будущего. Что может быть важнее? |
Добавить комментарий
|